Логопед Нижний Новгород

Афазия и работа по восстанов­лению речи после инсульта и черепно-мозговых травм

В жизни бывает так, что взрослый человек перенёс инсульт или с силу каких-то обстоятельств получил черепно-мозговую травму.

Одним из тяжёлых последствий может стать частичная или полная потеря ранее имеющейся полноценной речи. Сначала диагноз афазия больному, ещё находящемуся, в больнице ставит врач невропатолог. От того, в какой части мозга и как глубоко произошло повреждение (поражены сосуды, наличие воспали­тельного процесса) афазия бывает моторной и сенсорной.

При сенсорном типе афазии больной слышит окружающую речь, может реагировать на неречевые шумы, но отдельные слова, словосочетания, предложения не узнаёт, не понимает содержания, смысла обращённой к нему речи ( как незнакомый иностранный язык).

В словах русского языка есть много звуков, похожих акустически (т-д, б-п и др.) Но при такой патологии человек плохо различает звуки и не до конца понимает значение слышимого слова. Например, слово “дочка” он слышит как “точка” или “почка”, соответственно смысл понимаемой речи нарушается. Такой больной может разговаривать, хотя количество произносимых слов очень мало, да и они частично искажены, непонятны, ярко выражены аграмматизмы, множество звуковых замен.

Разновидностью сенсорной афазии может быть алексия, то есть человек из-за болезни утратил способность читать. Он не может узнать печатные и прописные буквы или с трудом вспоминает ранее знакомые буквы, но понять и прочитать слово не в состоянии. Соответственно это очень ограничивает общение и отражается на психическом состоянии больного.

При моторной афазии пострадавший понимает, слышит речь вокруг себя, но сам не повторяет слоги, знакомые слова или зацикливается на нескольких коротких словах и употребляет их в любой ситуации. Выполняя свободно движения губами, языком, больной не в состоянии определить правильную позицию произносимого звука, хотя отдельные звукосочетания, которые всплывают спонтанно, без труда артикулирует. Устной речи практически нет.

Даже при восстано­вительной работе ещё долго такой больной будет искать нужную артикуля­ционную позу, пропускать предлоги, застревать на одном слоге, не в той последова­тельности говорить слова в предложении, путать окончания частей речи.

И если, читая про себя, больной более менее понимает смысл простых слов, писать он, к сожалению, не может. Возникает аграфия,и такого человека нужно заново учить писать.

Важно, что у пострадавшего при афазии сохраняется интеллект и психика. А значит больной расстраивается, волнуется, тревожится, понимает, что “разучился разговаривать”, может впасть в депрессивное состояние, замкнуться. Если афазия возникла в пожилом возрасте, то человек очень страдает.

Очаговое поражение головного мозга может спровоцировать афазию и у детей. Важно уметь вовремя определить и увидеть особенности детской афазии, чтобы в процессе логопедических занятий предотвратить отставание речевого развития у ребёнка.

На приёме у логопеда в первую очередь проводится диагностика типа афазии. Выясняется, насколько в данный момент сохранны речевые функции: как больной понимает обращённую к нему разговорную речь, логические умозаключения, правильно ли повторяет услышанные слова, слоги, звуки, читает ли письменные и печатные тексты, каково состояние письма, владеет ли звукобуквенным анализом слов, как помнит счёт, каков объём активного словаря, насколько пострадала память, как ориентируется в пространстве и времени. Это очень важно, потому что восстано­вительная логопедическая коррекционная работа при каждом типе афазии своя.

Имея большую практику работы с такими больными и используя нестандартные методики по восстановлению речи при афазии, напоминаю, что работать с пострадавшим нужно аккуратно, стараться, чтобы во время занятий больной видел, что у него получается, поверил в себя,так как психоло­гический настрой необходим. Задания предлагать посильные, небольшие, учитывая прежний жизненный опыт, возраст и характер человека. В зависимости от тяжести поражения головного мозга и физического состояния больного занятия необходимо проводить два или три раза в неделю. Восстановительную терапию у логопеда можно начинать сразу на индивидуальных логопедических занятиях, как только разрешит невропатолог.

Процесс восстановления речи при афазии кропотливый, длительный, но эффективный, имеющий очень хорошую перспективу при правильно подобранной методике и регулярных занятиях.

Опыт, практика, профес­сионализм со стороны логопеда, умение видеть и знать, как решать проблему больного человека, помогут ускорить реабилитацию и предотвратить нежелательные последствия психологи­ческого состояния выздорав­ливающего.


Записаться к логопеду>>
© Елена Валентиновна – логопед-дефектолог
Внимание! Копирование материалов разрешается только с разрешения владельца сайта и со ссылкой на сайт logoped-nizhniy-novgorod.ru