Полноценная грамотная связная речь включает в себя три составляющих: это звуковая сторона речи, словарь и грамматический строй речи.
К звуковой стороне речи относятся темп речи, правильная интонация, наличие пауз, правильно проговариваемые фонемы русского языка. Словарный запас предполагает большое накопление различных слов. В формирование грамматического строя речи входит умение употреблять определённые синтаксические конструкции, подчиняющиеся законам согласования, управления и примыкания.
Неправильное звукопроизношение у ребёнка является тормозом для накопления словарного запаса. А минимальный словарь не даёт возможности правильно строить предложения по законам русского языка. Поэтому, независимо от этапа работы над речью, логопед, в первую очередь, должен исправить дефектные звуки. Общее же недоразвитие речи может стать причиной задержки мыслительных операций. Только формируя связную речь у ребёнка, корректируется мышление, развиваются различные его формы: логическое, аналитическое, образное.
Конечной целью развития связной речи является обучение ребёнка умению последовательно и грамотно излагать свои мысли.
Сначала ребёнок общается лишь с близкими людьми, и его речь понятна только в определённой ситуации, то есть малыш овладевает ситуативной речью. Постепенно, по мере вырастания и с расширением знаний об окружающем мире, у ребёнка появляется желание рассказать или объяснить собеседнику что-то очень важное. Это и будет началом развития связной речи.
Ситуативная и связная речь присутствуют в нашей жизни параллельно.Это зависит от окружающих обстоятельств. Ситуативная речь предполагает диалог и может состоять из отдельных фраз, имеющих смысл в данной ситуации (дай, иди сюда, покажи и т.д). В других же случаях эти слова нужно уточнять. И здесь важно учить ребёнка употреблять в своей речи не просто односложные слова, а словосочетания и короткие предложения, включая их в диалог.
У детей же с речевым недоразвитием часто отсутствует умение вести развёрнутый диалог, а уж про связную речь говорить вообще не приходится. Таким детям трудно общаться со сверстниками: короткие фразы аграмматичны, предложения стереотипны, нераспространены ,а если ещё и неправильное звукопроизношение (непонятный детский лепет), то ребёнок часто оказывается в стороне, дети не хотят с ним играть, так как не понимают его речи. Соответственно страдает психика со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Современные школьные программы («Школа 2100», «Планета знаний», «Школа 21 века», «Гармония», «Перспектива», «Школа России», «Ритм») предполагают, что на момент поступления в первый класс ребёнок должен уметь пересказать прослушанный или прочитанный текст, составлять рассказ по сюжетной картинке или по серии картин, рассказывать об увиденном, развёрнуто отвечать на вопросы и т.д.
И нужно понимать, что даже если ребёнок умеет механически читать, а чаще всего так и бывает, этого недостаточно для успешного дальнейшего обучения. Важно развивать связную речь, а так как связная речь не возникает сама по себе, для этого необходима огромная речевая практика до школы, которая включает разнообразные речевые упражнения (устные и письменные). А это возможно только на занятиях с логопедом, с использованием коррекционных методик и индивидуального подхода. Только логопед, занимаяясь с Вашим ребёнком, отслеживая динамику преодоления речевого недоразвития, может дать конкретные рекомендации и советы, что обязательно приведёт к положительному результату. Записаться к логопеду>>