Логопед Нижний Новгород

Развитие памяти у детей

Вопрос:

Мой сын учится во втором классе и с огромным трудом, плохо запоминает учебный материал. В чём причина плохой памяти у младших школьников? Я раньше думала, что проблемы с памятью возникают только в пожилом возрасте?

Ответ:

С медицинской точки зрения первая и главная причина плохой памяти у детей - это недостаточная зрелость мозаичных структур головного мозга, вследствии чего происходит снижение функции произвольного внимания. Ребёнку трудно сосредоточиться, часто такие дети неусидчивы, отвлекаемы, а значит и качественно запомнить предлагаемый учебный материал не могут. Однако бывает, что у ребёнка вследствии органического поражения головного мозга в целом снижается функция памяти, хотя он и спокоен на занятиях. В относительно редких случаях память ухудшается из-за скрытой эпилепсии или эписиндрома.

Понаблюдайте за своим малышом.

Если ребёнок вместе с Вами только что что-нибудь выучил и буквально через час или на следующий день он уже ничего не помнит, то это тревожный симптом. Вам следует насторожиться и обследовать дошкольника или уже школьника у невролога и логопеда. Невролог назначит медикаментозную терапию, а логопед- дефектолог на консультации даст необходимые рекомендации родителям и, если есть проблемы, предложит коррекционные занятия.

Но об охранительном режиме,включая питание, посильную физическую нагрузку родители должны помнить.

Для работы памяти в питании ребёнка должны присутствовать витамины группы В и минералы - калий, магний. Важна гармоничная двигательная активность: плавание, гимнастика, танцы, важен хороший сон и, обязательно регулярное заучивание стихов, пересказ сказок, рассказов. Желательно ограничить общение школьника с гаджетами: компьютером, планшетом, смартфоном. Это травмирует и перевозбуждает пока ещё незрелую психику ребёнка. Необходимо научить ребёнка безболезненно переключаться между виртуальным миром и реальным, научиться быть свободным от гаджета.

Негативную роль может сыграть и неоптимальная школьная программа, особенно если у ребёнка в силу каких-то причин ослаблено нервно-психическое здоровье. Поэтому родителям при выборе школы лучше заранее проконсультироваться у логопеда- дефектолога, взвесить все за и против. Ведь в задачу школьного учителя входит только объяснение учебного материала, а насколько ребёнок запомнит и усвоит данный материал должны позаботиться родители. А если у ученика слабая память, то проблемы будут копиться, и отставание, непонимание учителя в классе приведёт к плачевному результату. Программа должна соответствовать уровню развития ребёнка.

Так что память необходимо развивать, чем раньше, тем лучше.

Какая же бывает память и как её улучшить?

Существует кратковременная (мимолётная) память, то есть способность человека принять информацию и оперировать ею буквально несколько минут. Например: Вы набрали первый раз номер незнакомого телефона, но занято. А через две-три минуты Вы уже не можете вспомнить две последние цифры и напрягаетесь, ( требуются усилия), чтобы запомнить данный номер.

Если же Вы хотите переложить новые события в долговременную память, то про себя повторите новую информацию, сосредоточьтесь и постарайтесь твёрдо запомнить.

Бывает, что событие как-то само запомнилось, а это значит, что было в нём что-то особенное, необычное для Вас.

При первичной обработке поступающей информации включается промежуточная память. Она сохраняет часть наиболее нужной информации, которую хранит несколько месяцев. Если эта информация иногда повторяется и имеет важное значение, то “перекладывается” в долговременную память. В противном случае информация просто выпадает из системы памяти.

Это общие законы работы памяти, но у каждого человека память индивидуальна. Одному хватает одного прослушивания для быстрого запоминания, а другой должен увидеть, прочитать и запомнить.

Принято делить память на три вида: эмоциональную, образную и логическую. Память наших чувств - так можно назвать образную память. Мы помним вкус мороженого и лимона, запах розы и моря.

Прослеживается очень тесная связь между эмоциональной (чувства, переживания) и образной памятью. Переживая эмоцию, мы создаём образ, хранимый в нашей памяти. И эмоции у каждого из нас особые,так как мы по-разному относимся к увиденному.

Третьим видом памяти является логическая: память на мысли, понятия, слова.

Но это лишь несколько характеристик нашей памяти.

В зависимости от возраста преобладает тот или иной вид памяти. У детей наиболее развиты эмоциональная и образная память, у взрослых - логическая и образная.

Как же улучшить память и преодолеть забывание?

Важно знать,что в первые сутки (24 часа) после получения нового материала забывание очень сильное. Поэтому школьникам целесообразно повторить уроки сразу же, вечером того же дня, когда было объяснение нового материала (по горячим следам). Заучивать не обязательно, важно ещё раз просмотреть домашнее задание, вникнуть в суть, отметить главное и отложить непосредственно до нужного дня. Такая подготовка уроков требует времени в два раза меньше, чем запоминание накануне.

Экспериментально доказано, что так эффективнее преодолевается забывание и времени на выполнение домашнего задания затрачивается значительно меньше.

Записаться к логопеду>>
© Елена Валентиновна – логопед-дефектолог
Внимание! Копирование материалов разрешается только с разрешения владельца сайта «Логопед Нижний Новгород» и со ссылкой на сайт logoped-nizhniy-novgorod.ru