Ваш ребёнок пошёл в школу в первый класс и, кажется, что всё будет замечательно, потому что весь предыдущий год он посещал подготовительные курсы в школе, знает все буквы, вроде бы читает пока не очень хорошо, но в школе доучится. Однако к концу первого класса, когда от школьника уже требуется чёткое, правильное, беглое и осознанное чтение, Вы замечаете, что Ваш старательный ученик во время чтения СИСТЕМАТИЧЕСКИ делает много нелепых ошибок, коверкает слова.
Нарушение правильного чтения носит название - дислексия.
В настоящее время это самая часто встречающая проблема у младших школьников. За долгие годы работы логопедом - дефектологом я заметила, что у мальчиков дислексия встречается в несколько раз чаще, чем у девочек. Но не все родители понимают, что если у школьника уже выявлена дислексия в любой степени тяжести и не предпринимаются никакие меры по её устранению, поверьте, очень скоро начинаются сложности и отставание по другим предметам (по математике при чтении задачи пропускает или заменяет буквы, искажается смысл задачи; по окружающему миру не понимает, что прочитал, не может пересказать; по русскому языку из-за перестановки слогов и путаницы в буквах не вник в смысл выполняемого упражнения и т. д.)
Давайте разберёмся, какие же анализаторы вовлечены в работу в процессе чтения в норме.
Обязательно участие:
За все эти мыслительные действия отвечает головной мозг. Только при слаженной работе этих анализаторов и чёткой связи между нервными клетками мозговых структур ребёнок может читать полноценно, правильно на 100%. Когда же в этом сложном механизме происходят нарушения, сбои, то возникает дислексия.
С какими же трудностями сталкивается младший школьник с диагнозом дислексия на практике?
В школе, к сожалению, учителя не всегда могут определить дислексию, списывая некачественное чтение ученика на его нестарание, неусидчивость. В школе есть обязательные нормы количества прочитываемых слов в минуту (один раз в четверть проводится проверка техники чтения), и ученик обязан читать быстро. А от дислексиков этого требовать категорически нельзя. Дома тоже родители начинают перегружать малыша количеством читаемого; им кажется, что чем больший объём текста читает ребёнок, тем лучше и быстрее он научится читать. Ситуация накаляется, ухудшается, потому что везде на ребёнка оказывается давление, а в результате двойки по чтению, слёзы и нервный срыв.
Главное - не пропустить начальные симптомы (первые звоночки) дислексии, поэтому родителям следует особенно внимательно следить за чтением своего ребёнка, и если возникнут сомнения по качеству чтения, вовремя обратиться за консультацией к логопеду-дефектологу.
Диагностика необходима, так как в зависимости от характера ошибок во время чтения, степени нарушения речевого, фонематического слуха, уровня пространственно-зрительного восприятия обследуемого ребёнка, его индивидуальных психологических особенностей подбирается наиболее подходящая коррекционная программа обучения правильному чтению.
Самостоятельно родителям помочь своему ребёнку справиться с этой проблемой очень сложно, так как мамы и папы не знают особенностей коррекции разных видов дислексии.
Только логопедические коррекционные занятия со специалистом окажутся наиболее эффективными и полезными при устранении дислексии. При правильном подходе у дислексика сначала нарабатывается качество чтения, которое потом переходит в количество и понимание читаемого текста.
Будьте наблюдательны, проблемы Вашего ребёнка решать Вам, а не школе.
А вот профилактикой дислексии и дисграфии лучше заниматься в дошкольном возрасте. Уже на логопедических занятиях во время подготовки малыша к школе видны будущие проблемы, и всё можно исправить. Именно с шести до семи лет закладывается основная база грамотного чтения и письма. Не пропустите благоприятное для обучения время!