Развитие речи детей до 7 лет
Доказано, что речь - это не врождённая способность человека, и её развитие находится в прямой зависимости от деятельности центральной нервной системы, сложной работы систем головного мозга. Ребёнок развивается физически, умственно, и параллельно идёт речевое развитие. При нормальном развитии и при правильном воспитании у ребёнка формируется потребность пользоваться словами, как средством непрерывного изучения и познания окружающего мира.
Детская речь проходит несколько этапов становления. И родители должны это знать.
- В самом начале жизни (первые три месяца) у ребёнка могут быть только отдельные звуки, простые голосовые реакции на определённые раздражители.
- К четвёртому месяцу гуление становится более длительным. Появляются гласные звуки (а, у, о, э), потом губные (м, б, п),которые образуются на основе физиологического акта сосания, потом заднеязычные (х, г, к),как следствие глотательного акта и поднятия корня языка, так как грудной ребёнок большую часть времени лежит.
- К пяти месяцам малыш реагирует поворотом головы на обращённую к нему речь, видит движения губ мамы, слышит её голос и пытается неосознанно повторять, подражать ей. Это явление называется эхолалия. Так же ребёнок начинает ощущать собственные движения. А если много раз повторять одно и то же движение, то двигательный навык закрепляется. Это уже проявления лепета.
- К шести месяцам уже накапливаются отдельные слоги: ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па и т.д.
Малыш с помощью звукосочетаний выражает своё физическое и психическое состояние, используя органы артикуляции, словно тренируя их. Слушает внешние звуки, активизируется речевой слух. Ребёнок гулит, лепечет, словно готовится к следующему этапу развития речи.
- В семь-восемь месяцев малыш адекватно реагирует на фразу, интонацию, мимику, доброжелательные жесты близких людей: «На кису.» «Где мама?» Начинает соотносить знакомое звучание слова с конкретным образом. А вскоре ребёнок будет понимать значение простых слов.
- К концу первого года жизни дети уже произносят первые слова,но всё очень индивидуально. Кто-то говорит всего несколько слов, а кто-то уже больше трёх десятков слов. И начинается активное развитие речи. Первые слова малыша очень простые. С помощью отдельных слов-предложений ребёнок реагирует на определённую ситуацию, показывая жестом и мимикой.
«Ава!» - просит игрушку. «Мама!» - зовёт маму. В словах могут быть искажения, перестановка букв, слогов, непроговаривание звуков.
Ребёнок пока не может себя контролировать, идёт накопление пассивного словаря.
- На втором году жизни ребёнок начинает складывать слова в предложения, а это значит, что начинает формироваться грамматический строй речи. Это проявляется в простых предложениях: (Саша кашу), (Вова ам), (Дай лялю).
- К концу второго года слова уже более точны в употреблении, и речь начинает функционировать, как средство общения. У ребёнка есть необходимость общаться: он требует, просит, пытается рассказать о чём-то и т. д.
- К трём годам, на четвёртом году жизни при нормальном развитии речь в своей основе сформирована. Малыш разговаривает длинными предложениями. Однако ребёнок может неправильно проговаривать трудные звуки, допускает в речи аграмматизмы, и это следует рассматривать как физиологическую закономерность, а не как патологию. Пока недостаточно развит центральный и периферический орган речи, не до конца сформировано слуховое восприятие (фонематический слух),не совсем развит артикуляционный аппарат. В коре головного мозга нет ещё прочных условных связей.
- К четырём-пяти годам постепенно увеличивается объём речи, качественно усложняется её содержание. Ребёнок владеет обиходным словарём, свободно выражает свои желания, просьбы. В норме правильное звукопроизношение формируется к четырём-пяти годам. В этом возрасте начинает проявляться самоконтроль над собственной речью и критическое отношение к неправильной речи окружающих людей (слышит неправильно проговариваемые звуки).
- К шести-семи годам дошкольник имеет большой активный словарный запас, практически усвоил систему грамматики родного языка.
- А дальнейшее овладение тонкостями русского языка происходит уже в школе.
Нельзя забывать, что нормальное и своевременное развитие речи ребёнка зависит от его психического и соматического состояния.
Очень серьёзно влияют на речевое развитие нарушения в центральной нервной системе, а так же инфекционные заболевания, так как речевая система очень чувствительна к любым негативным проявлениям и сбоям в организме.
Важно внимательно следить за здоровьем ребёнка, вовремя замечать проблемы и обращаться к специалистам (невропатологу, логопеду-дефектологу, психоневрологу и т.д.) для своевременной коррекции и предотвращения негативных последствий.
Записаться к логопеду>>