Логопедическая работа со школьниками
Есть следующие категории школьников, требующие пристального внимания и индивидуальной помощи.
- Ребёнок c нормальным умственным, речевым и психическим развитием, без отклонений. Кажется, что всё просто, но программа первого класса усваивается с трудом, со слезами, ничего не получается. Причины: недостаточная подготовленность ребёнка к школе, непонимание и недооценивание родителями предстоящей сложности обучения в первом классе.
Родители думают, что нужно только знать буквы, или немного читать, а остальному научат в школе, но школьные программы очень насыщенны, объёмны и времени для закрепления пройденного материала практически не выделяется. К школе ребёнка лучше готовить индивидуально, по определённой системе, максимально развивая и повышая уровень знаний малыша, знакомя с лексической, грамматической и фонетической структурой языка. Упражнять дошкольника в звуковом, слоговом анализе и синтезе слов и предложений, добиваясь осознанного усвоения предлагаемого материала, чтобы предотвратить в будущем пробелы в знаниях.
- Если в дошкольном возрасте ребёнку был поставлен диагноз Задержка психического развития. Впоследствии, именно в начальной школе, это может очень отразиться на успеваемости. Причины (конституционное, психогенное, церебральное происхождение), от того в каком возрасте было воздействие вредных факторов на центральную нервную систему ребёнка. Как результат, к семи годам формируется ЗПР по церебрально-органическому типу с выраженными проявлениями эмоционально-волевой незрелости, трудности в овладении, наряду со сверстниками, учебным материалом.
Школьники с ЗПР (задержкой психического развития) встречаются очень часто, эмоционально-волевая сфера у таких детей значительно нарушена, а значит, страдает и познавательная деятельность. Психическая неустойчивость, срывы мешают хорошо учиться не только самому ребёнку, но и одноклассникам. Это может выражаться или в психомоторной расторможенности, непредсказуемости, беспричинной смене настроения или, наоборот, в боязливости, медлительности, нерешительности, беспомощности. Дети с ЗПР быстро утомляются, истощаются на уроках, часто просто присутствуют, не вникая в суть объяснений учителя, им сложно ориентироваться в поставленной задаче, вникнуть в неё, сделать логические выводы. Письменные работы, проверка чтения показывают, что уровень самоконтроля у таких детей низкий, восприятие учебного материала поверхностное, неполное. Неудивительно, что, обучаясь в общеобразовательной школе на фоне нормально развитых детей, дети с ЗПР становятся постоянно неуспевающими, что ещё больше угнетает их психику, вызывая отрицательное отношение к учёбе. Так как учитель не всегда может дифференцировать ребёнка с ЗПР от ребёнка с умственной отсталостью, есть вероятность, что Ваш ребёнок окажется в лучшем случае в коррекционном классе, а в худшем — в коррекционной школе.
- Если у дошкольника была выявлена задержка речевого развития, либо общее недоразвитие речи. В качестве примера можно привести такой речевой диагноз, как стёртая дизартрия, алалия в разных проявлениях и т. д. Этим детям в школе на уроках самостоятельно непросто разбираться и усваивать предлагаемый учителем материал.
- Если у ребёнка сложное сенсорное нарушение: отклонение в развитии слуха (слабослышащие дети), отклонение в развитии зрения (слабовидящие дети), дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП).
- В настоящее время в школе очень часто обучаются дети, имеющие дефекты слуха. А слух очень важен для овладения самоконтролем над чёткостью произношения, для восприятия и понимания обращённой речи. Страдают познавательные процессы, нарушается мыслительная деятельность, и это влияет на психическое, личностное, физическое развитие школьника.
Слуховые нарушения делятся на врождённые и приобретённые.
Причинами врождённых нарушений могут быть патологии недоразвития наружного или среднего уха аплазии и атрезии. Это является следствием влияния вредоносных факторов материнского организма на будущего ребёнка в период внутриутробного развития. Если мать болеет вирусными инфекциями, принимает лекарственные препараты, алкоголь, то может произойти поражение органа слуха ребенка в раннем периоде его развития.
В настоящее время нарушения слуха больше являются приобретёнными вследствие перенесённых инфекционных заболеваний: скарлатины, кори, менингита, паротита. Так же слух может пострадать из-за воспалительного процесса внутреннего, среднего уха или слухового нерва, проводящих путей (невритов). Слуховая функция нарушается в разной степени и приводит к различным последствиям.
Но кроме дефекта слуха возникают затруднения в овладении речью, что существенно влияет на процесс обучения детей с частичной потерей слуха в школе. Неярко выраженную тугоухость учителя и родители могут заметить не сразу и поэтому воспринимают ребёнка как невнимательного, нестарательного, упрямого, не вникая в суть основной причины. А ребёнок отвечает на такое отношение окружающих, проявляя негативизм, раздражительность, плаксивость и замкнутость.
Поэтому для успешного обучения ребёнка с дефектами слуха обязательным условием является своевременная диагностика и специальная коррекционная помощь со стороны логопеда-дефектолога, умеющего работать со слабослышащими школьниками.
- Особую группу детей в массовой школе составляют дети, имеющие нарушения зрения: близорукость, астигматизм, дальнозоркость.
Быстро и без ошибок читать, понимать и вникать в смысл прочитанного, списывать из учебника или с доски этим детям сложно, так как ослаблено визуальное восприятие, дети смешивают и путают буквы. Из-за напряжённого и быстрого темпа на уроках дети утомляются, снижается работоспособность, что вскоре отражается на успеваемости и на здоровье.
Предупредить такие последствия также можно и нужно, если вовремя оказать коррекционную помощь.
Будьте внимательны к успеваемости своих детей в школе, чтобы вовремя оказать необходимую помощь и поддержать ребёнка в сложном процессе учёбы.
Записаться к логопеду>>