Логопед Нижний Новгород

Примеры из моей логопедической практики

Овладение ребёнком правильным произношением всех звуков нашей речи происходит не сразу, и, конечно, хорошо, что родители следят и даже пытаются помочь своему малышу научиться говорить тот или иной звук, но нужно понимать причину неправильного звукопроизношения, уметь поставить или исправить неправильный звук и обязательно научить ребёнка пользоваться поставленным звуком в потоке речи. Поэтому в сомнительных случаях родителям желательно чаще обращаться за консультацией к специалисту-логопеду, чтобы не навредить собственному ребёнку.

Приведу несколько примеров из моей логопедической практики.


Звук Р

На консультацию пришли мама с ребёнком 6 лет. Андрей изначально не проговаривал звук Р, и в течение последнего года мама сама упорно пыталась поставить этот звук. В результате научила сына проговаривать звук Р обеими щеками (щёки вибрировали, а язык хоть и поднимался, но так и остался неподвижным, неработающим), поэтому слышался булькающий звук. Во время беседы я объяснила маме, почему не получилось. Пришлось переучивать только с включением логопедического массажа. Правильный звук был поставлен, но из-за ошибок мамы и уже неправильно сформированного речевого уклада потребовалось больше времени на постановку и автоматизацию данного звука.


Звук Л

За помощью обратились родители Серёжи (пришло время идти в школу). Дело в том, что мягкий звук Л’ в речи ребёнок говорил давно, а вот твёрдый звук Л до сих пор не получался: или совсем не проговаривал ( воосы вместо волосы, касс вместо класс, пиа вместо пила),или заменял на звук Ы ( ыпата вместо лопата, ыак вместо лак). Родители постоянно поправляли в речи у ребёнка этот неправильный звук, напоминали, требовали правильно говорить, учили сами, как могли, но толку не было, и Серёжа стал нервничать, грубить, отказался повторять, замкнулся.

На консультации я объяснила родителям, что артикуляционный уклад языка твёрдого звука Л достаточно сложен (особенно при твёрдой форме), потому что работает вся поверхность языка в различных его частях и требуется определённая подготовка языка, губ. Соответственно формирование твёрдого звука Л у детей часто задерживается.

Несмотря на то, что звуки Л и Л’ парные по твёрдости и мягкости, и кажется, что они похожи по артикуляции, звук Л твёрдый ставится отдельно и его автоматизация проводится в строго определённой последова­тельности. Для ребёнка же это очень непростой звук, но при правильной коррекционной работе проблема решается.

Были проведены логопедические занятия, направленные не только на постановку твёрдого звука Л, но и на развитие фонемати­ческого, слухового восприятия этого звука, так как раньше ребёнок этот звук не дифференцировал. Родители выполняли мои рекомендации, посильно и дозированно закрепляя полученные на занятиях навыки правильного произношения дома. Серёжа научился говорить твёрдый звук Л.

Вывод: не надо требовать от ребёнка того, чего он не умеет, а Вы, если сомневаетесь, как помочь, приходите на консультацию, на занятия, и всё получится.

Звуки Ш и Ж

Иван, 5 лет и 7 месяцев. На консультации во время обследования выяснилось, что мальчик неправильно проговаривает шипящие звуки. Мама жалуется: “Говорю Ване шипи, шипи, как я и научишься говорить Ш и Ж, но он не хочет заниматься, убегает, а вместо звука Ш слышу мафына, кофка. Что делать?”

Объясняю, что это одно из проявлений дислалии - шипящий губно-зубной сигматизм. При произнесении шипящих звуков в норме язык (его кончик, спинка, боковые края) должен совершать точные движения одновременно с губами и мягким нёбом. Любое отставание и отсутствие синхронности в этих сложных движениях речевых органов изменяет и искажает чёткое звучание шипящих звуков. Просто так по подражанию звуки Ш и Ж сами не появятся, только используя логопедический зондовый массаж можно сформировать правильную артикуляцию языка и поставить звуки. Даже на стадии автоматизации Ш и Ж некоторое время требуется механическая помощь до закрепления устойчивого навыка самим ребёнком. В этом случае заниматься нужно только с логопедом, чтобы не спровоцировать боковой сигматизм и т. д.

Ребёнок стал посещать занятия, правильные звуки были поставлены и введены в речь.

Межзубный сигматизм

Хочется особо сказать ещё об одном варианте сигматизма- межзубном произношении звука С. Очень часто в последнее время приходят дети с таким дефектом. В чём он заключается? Ребёнок при произнесении звука С непроизвольно высовывает язык между зубами, не осознавая этого. И как бы родителям не казалось, что достаточно спрятать язык и всё получится, и они постоянно напоминают об этом ребёнку, чем вызывают порой негативную реакцию у малыша, всё не так просто.

На консультации я объясняю родителям, почему так происходит. Межзубный сигматизм - очень устойчивый дефект, и избавиться от этой проблемы самостоятельно без помощи логопеда практически невозможно.Требуется терпеливая и кропотливая коррекционная работа.

Уважаемые родители, помните, что легче и быстрее поставить или исправить отсутствующий звук с нуля, чем переучивать уже неправильно наученного ребёнка.

Записаться к логопеду>>
© Елена Валентиновна – логопед-дефектолог
Внимание! Копирование материалов разрешается только с разрешения владельца сайта «Логопед Нижний Новгород» и со ссылкой на сайт logoped-nizhniy-novgorod.ru