Приближается школьная пора, ребёнок подрастает, и родители задумываются о полноценной подготовке ребёнка к школе.
В этой статье я хочу остановиться на одной из сторон дошкольной подготовки. Это состояние мелкой моторики и скоординированности движений пальчиков рук.
Учёные, изучающие особенности детского головного мозга и психики ребёнка, отмечают, что степень развития речи напрямую зависит от уровня сформированности тонких движений пальцев рук, или мелкой моторики. Активность речевых центров головного мозга совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от руки ребёнка, а если быть более точным, от пальцев. Поэтому интеллектуальная готовность к обучению включает в себя такой критерий, как точность движений пальчиков рук.
Я часто слышу от учителей начальной школы, что ученикам первого класса очень трудно овладевать навыками письменной речи. А ведь обучение в школе построено на быстром и красивом письме, и к этому ребёнка надо готовить.
Технически письмо предполагает очень точную и скоординированную работу кисти руки, пальчиков, точную мелкую моторику. Необходимо так же произвольное внимание и правильное зрительное восприятие.
В 6-7 лет, в основном, кора головного мозга достигает нужной функциональной зрелости, созревают необходимые сенсомоторные зоны, в том числе зона мелкой моторики. Это происходит при нормальном развитии малыша. И если ребёнок в 6 лет не умеет заштриховывать очень аккуратно несложную фигуру, нарисованную на листе бумаги, то в первом классе непременно будут проблемы с письмом. А это может оказаться бедой, так как за медленное написание букв, неразборчивый и непонятный почерк оценка снижается. Поэтому так важно ещё до школы развивать мелкие движения пальчиков, чтобы формировалась мышечная память, накапливался двигательный, практический опыт владения своими руками.
Родителям необходимо ещё задолго до школы включать упражнения, игры, предлагать специальные задания, массаж для развития и активизации движений моторики рук. Так как это с одной стороны способствует общему интеллектуальному развитию ребёнка, с другой стороны идёт подготовка к обучению письменной речи. Это поможет в будущей школьной жизни решить серьёзные проблемы.
Родители должны знать, что если во время рисования ребёнок постоянно старается повернуть лист в сторону направления закрашивания, значит, заменяется работа пальчиков на простое поворачивание листа бумаги, и пальцы не тренируются.
А если ребёнок умеет рисовать только маленькие предметы, это говорит о том, что кисть зажата, и пальцы перенапряжены. Здесь требуется специальный логопедический массаж рук.
Можно сделать вывод, что развивать у ребёнка мелкую моторику пальцев нужно ещё с младенчества. Что же можно делать с детьми до одного года?
Используя игровые моменты, можно вкладывать в ладошку маленькие шарики или проводить ими по ладошке (деревянные, резиновые, пластмассовые), вкладывать ленточки или палочки с разной поверхностью. Игры с этими предметами стимулируют сжимание, хватание, развивают тактильные ощущения.
С пяти-шести месяцев можно учить малыша удерживать предмет в руке, тянуть к себе колокольчики, шарики, подвешенные на шнурке. С этого времени ребёнок сам начинает принимать активное участие в играх. Вкладывает один предмет в другой, перекладывает предметы, достаёт из мешочка, убирает обратно в мешочек. А уже в десять-двенадцать месяцев у малыша формируются мелкая моторика, более точные движения пальчиков. Он уже может играть в пирамидку, нанизывать крупные бусины. Все эти движения очень полезны для развития глазомера и движений руки.
Ребёнок подрастает, а занятия по улучшению движений рук продолжаются.
Под счёт разжимайте и сжимайте кулачки (цветок расцвёл и открылся, а вечером цветок закрылся и спит.)
«Ходите» пальчиками по столу, забивайте гол (ватный шарик) в ворота.
Предлагайте делать пальчиками разные фигурки (домик, мышку, цветок, птичку и т.д.), наматывайте толстые ниточки, мягкую проволоку на разные пальчики, застёгивайте крючки, крупные пуговицы, играйте с мозаикой.
Очень хорошо рисовать на песке.
После пяти лет вероятность точных движений увеличивается значительно, а значит, усложняются и задания, которые требуют согласованных движений пальцев рук.
Включаются все психические процессы, которые управляют мелкой моторикой.
Ведь чтобы, например, изготовить какое-то изделие, очень важно уметь составить план и работать по нему.
Попробуйте вместе с ребенком сделать коврик из бумаги:
Или можно предложить ребёнку сделать бусы:
Чтобы изготовить такие бусы, нужно иметь точную сенсорно-двигательную координацию, терпение, старание, настойчивость, то есть навыки, очень важные для письма.
Важную роль в формировании пальчиковой умелости занимает умение работать с ножницами. Постоянные занятия по симметричному вырезанию, изготовлению аппликаций, вырезанию разных фигурок из старых журналов и открыток будут очень увлекательным и полезным делом для будущего первоклассника. Из готовых фигурок малыш может составить различные сюжетные аппликации. Особенно дети любят вырезать одинаковых человечков.
Как научить ребёнка симметричному вырезанию?
Для этого нужно сложить лист бумаги пополам, нарисовать половину фигурки человека и вырезать её. Дети с увлечением раскрашивают готовых человечков, подбирая нужные цвета.
Можно выделить в подготовке пальцев руки к написанию букв такую деятельность, как рукоделие. Сюда входят шитьё, вышивка, вязание. Но ребёнок готов этим заниматься только в старшем дошкольном возрасте, после шести лет! Точность в движениях, аккуратность, внимательность, настойчивость - это преимущества занятий рукоделием.
Как эффективнее организовать обучение? Вначале надо познакомить ребёнка со швейными принадлежностями, внимательно рассмотреть иголку, объяснить, как обращаться с ней. Всегда из ушка иголки должна торчать нитка, в рот иглу не брать, убирать в определённое место.
Теперь можно взять тряпочку в виде квадрата, провести карандашом линию, показать шов «вперёд иголкой» и вместе с малышом начинать шить. Потом показать и другие швы, разнообразить узоры. Осваивая новые швы, можно шить одежду для кукол, пришивать пуговицы с разным количеством отверстий и т.д. А когда ребёнок освоит шов «через край», можно сначала обшить простую фигуру, вырезанную из картона, закладку для книг, потом обшить сувенирный платочек и т.д.
Важно новый шов сначала проделать в воздухе, т.е. сделать рукой соответствующие движения, а уж потом переходить к практике.
Научите ребёнка на нитке завязывать узелок. Это трудно для малыша, поэтому нужны подводящие движения.
Как можно чаще запускайте маленькие игрушечные волчки, что способствует развитию характерного скатывающего движения пальчиков. А если мама умеет вязать крючком или на спицах, то и малыш с удовольствием займётся с Вами этими видами рукоделия.
Родители, помните, что развитие ручной умелости до школы - это ещё и красивый почерк Вашего ребёнка в школе.