Звук Р- самый сложный по своей артикуляции. Очень часто в работе приходится сталкиваться с отсутствием или неправильным проговариванием этого звука в речи ребёнка. Это или ротацизм- неправильное произношение данного звука, или параротацизм- замена трудного звука Р другими согласными звуками.
При анализе вида ротацизма важно определить, где находится язык, и в каком месте образуется вибрация.
Начиная работать над исправлением дефектов звука «Р», только логопед может увидеть суть моторного затруднения ребёнка и направить внимание на формирование моторной готовности речевого аппарата для произношения звука «Р».
На логопедических занятиях очень эффективным является правильно подобранный специальный логопедический массаж, значительно ускоряющий постановку звука «Р».
Далее поставленный правильный звук автоматизируется, закрепляется, дифференцируется, вводится в повседневную речь, учитывая индивидуальные возможности ребёнка.
Специальная коррекционная работа по устранению ротацизма зависит от нарушения, в результате которого проявился данный дефект, от строения, подвижности органов артикуляции, возраста ребёнка, его интеллекта и психологических особенностей.
В логопедическом кабинете одновременно с постановкой звука Р проводится работа и по развитию фонематического слуха (умению ребёнка слышать правильный звук в потоке речи).
В домашних условиях мама очень может помочь своему малышу научиться слышать этот звук, выполняя несложные упражнения, которые я Вам порекомендую.
Развитие у ребёнка умения слышать звук Р в словах и отличать от других звуков, во-первых, способствует развитию фонематического восприятия, речевой памяти, а во-вторых, в дальнейшем предупреждает нарушение чтения и письма.
Упражнения желательно проводить, учитывая настроение ребёнка, в игровой форме, чтобы вызвать положительные эмоции. Если это маленький ребёнок, то 5-7 минут, если это дошкольник, то 10-15 минут.
При выполнении упражнений ни в коем случае нельзя заставлять ребёнка проговаривать звук Р, если звук ещё не поставлен. Важно научить малыша пока только слышать данный звук (вслушиваться в слоги, слова, предложения) и реагировать на него.
Мама читает | Ребёнок пишет |
---|---|
Кузнец Захар Пришел на базар, Продавец Макар Предлагал самовар, А наша Федора Продавала помидоры, Огурцы и морковку Горох и картошку Приготовит на обед Вам Федора винегрет. |
+ + + + + + + + + + + + + + + + + |
Вот такие несложные упражнения помогут Вашему ребенку быстрее научиться различать этот трудный звук в речи, а также ускорят постановку и автоматизацию звука Р. Важно понимать, что фонематический слух и речедвигательный процесс (проговаривание) взаимосвязаны между собой.
Данные упражнения можно применить и к другим неправильно проговариваемым звукам (Л, Ш, Ж, Ч, Щ) на речевом материале, соответствующем каждому звуку.
Однако, если Ваш ребенок делает много ошибок в этих упражнениях, то желательно обратиться к опытному логопеду, чтобы вовремя исправить нарушения речевого слуха.
Ещё раз повторю: «Уважаемые родители, даже если Ваш малыш слышит, но сам не умеет проговаривать правильно звук Р, пожалуйста, не экспериментируйте, вызывая звук по подражанию, так как можете легко спровоцировать горловое или боковое произношение звука Р!» Это происходит из-за слабости речевых органов (малая подвижность и низкая переключаемость губ, языка, неконтролируемый речевой выдох и т.д.) Постановкой звуков, нарушениями речевого слуха должен заниматься профессиональный логопед
Очень часто на консультации мама спрашивает: «Что нужно делать, чтобы дошкольник запомнил букву Р и не путал её с другими буквами?»
Для этого букву (в данном случае Р) необходимо тщательно изучить.
Обязательное условие: мама должна называть букву правильно, не «ЭР», как написано в школьном алфавите, а «Р» чётко и отрывисто. Это необходимо, чтобы в дальнейшем предупредить у дошкольника побуквенное чтение. Если Вы будете регулярно проводить со своим малышом такие несложные упражнения, он обязательно научится звук Р обозначать нужной буквой. Главное - это терпение, а если возникнут проблемы, приходите, пожалуйста, на консультацию.