Логопед Нижний Новгород

Звук Р - практи­ческие советы родителям по развитию фонемати­ческого слуха

Звук Р- самый сложный по своей артикуляции. Очень часто в работе приходится сталкиваться с отсутствием или неправильным прогова­риванием этого звука в речи ребёнка. Это или ротацизм- неправильное произношение данного звука, или параротацизм- замена трудного звука Р другими согласными звуками.

При анализе вида ротацизма важно определить, где находится язык, и в каком месте образуется вибрация.

  1. Звук может отсутствовать совсем в слове, например шаы (шары), катина (картина).
  2. Звук «Р» может быть похожим на звук «Д», произносится одноударно, кончик языка только касается, но вибрации у альвеол нет.
  3. Звук «Р» произносится горлом, когда меняется место образования вибрации (картавость).
  4. Звук «Р» произносится боковыми краешками языка и очень часто с вибрирующими щеками. Слышится (рльль).
  5. Звук «р» произносится носом, слышится хрипловатые призвуки (нгнгн), гнусавость.
  6. Звук «Р» образуется из-за колебания губ или язык высовывается между зубами.
  7. Очень часто присутствует только мягкий звук «Р» или твёрдый звук заменяется на другие звуки, например (сорока-соВока, мороз- моЛоз, рыба-Либа, рассказ- Йассказ, ворота- воГота, ромашка-Ымашка) и т. д.

Начиная работать над исправлением дефектов звука «Р», только логопед может увидеть суть моторного затруднения ребёнка и направить внимание на формирование моторной готовности речевого аппарата для произношения звука «Р».

На логопедических занятиях очень эффективным является правильно подобранный специальный логопедический массаж, значительно ускоряющий постановку звука «Р».

Далее поставленный правильный звук автоматизируется, закрепляется, дифференцируется, вводится в повседневную речь, учитывая индивидуальные возможности ребёнка.

Специальная коррекционная работа по устранению ротацизма зависит от нарушения, в результате которого проявился данный дефект, от строения, подвижности органов артикуляции, возраста ребёнка, его интеллекта и психологических особенностей.

В логопедическом кабинете одновременно с постановкой звука Р проводится работа и по развитию фонемати­ческого слуха (умению ребёнка слышать правильный звук в потоке речи).

В домашних условиях мама очень может помочь своему малышу научиться слышать этот звук, выполняя несложные упражнения, которые я Вам порекомендую.

Развитие у ребёнка умения слышать звук Р в словах и отличать от других звуков, во-первых, способствует развитию фонемати­ческого восприятия, речевой памяти, а во-вторых, в дальнейшем предупреждает нарушение чтения и письма.

Упражнения желательно проводить, учитывая настроение ребёнка, в игровой форме, чтобы вызвать положительные эмоции. Если это маленький ребёнок, то 5-7 минут, если это дошкольник, то 10-15 минут.

При выполнении упражнений ни в коем случае нельзя заставлять ребёнка проговаривать звук Р, если звук ещё не поставлен. Важно научить малыша пока только слышать данный звук (вслушиваться в слоги, слова, предложения) и реагировать на него.

Упражнения по выделению и различению звука Р.

  1. Сначала нужно показать ребёнку сходство звука Р со звуком в реальной жизни. Например: собака рычит – Р-Р-Р, мотор заводим - Р-Р-Р, трактор тарахтит - Р-Р-Р, вертолёт летит - Р-Р-Р. Звук Р говорит только мама, а малыш слушает.
  2. Мама называем ряд звуков: м, у, р, н, а, р, з, б, л, р и так далее. Задание ребёнку: «Если услышишь звук Р, подними руку!».
  3. Мама называет ряд слогов: ва, ру, сы, шо, ра, ну, ры и т. д. Задание ребёнку: «Если услышишь звук Р в слоге, хлопни в ладоши!»
  4. Мама называет слова: рыбак, нос, шапка, роза, журнал, петух, карман, дырка, муха, цапля, трава, сумка, ветер и т.д. Задание: «Если услышишь звук Р в слове, подними руку!» Можно попросить ребенка поднимать карточку с буквой Р, если ребёнок знает изображение буквы Р. Можно называть только слова одной группы: овощи, фрукты, посуду, животных, игрушки и т.д.
  5. Мама раскладывает перед ребёнком картинки и называет их. Задание: «Покажи картинки, в названиях которых есть звук Р!» Можно усложнить задачу, предложив малышу слева положить картинки, в которых есть звук Р, а справа положить картинки, в которых нет звука Р.
  6. Попробуйте сделать очень простое пособие – три карточки длиной 18 см и шириной 5 см, размеченные так:

    Это графическое изображение слова. Буква Р обозначает, где находится звук Р (в начале слова, в середине слова, в конце слова).
    Положите перед ребенком три карточки. Мама называет слово: «Рыба» и спрашивает: «Где находится звук Р? В начале слова, в середине или в конце?» Ребенок пальчиком показывает нужную карточку.
    Примерный речевой материал: Это задание очень полезно для развития навыков звуко-буквенного анализа.
  7. Лист бумаги делится на две части. Мама читает текст по одной строчке, а ребёнок ставит плюс (+), если услышит звук Р в слове.
    Мама читаетРебёнок пишет
    Кузнец Захар
    Пришел на базар,
    Продавец Макар
    Предлагал самовар,
    А наша Федора
    Продавала помидоры,
    Огурцы и морковку
    Горох и картошку
    Приготовит на обед
    Вам Федора винегрет.
    +
    + +
    + +
    + +
    +
    + +
    + +
    + +
    +
    + +
    Можно использовать любые тексты.

Вот такие несложные упражнения помогут Вашему ребенку быстрее научиться различать этот трудный звук в речи, а также ускорят постановку и автоматизацию звука Р. Важно понимать, что фонематический слух и речедвигательный процесс (проговаривание) взаимосвязаны между собой.

Данные упражнения можно применить и к другим неправильно прогова­риваемым звукам (Л, Ш, Ж, Ч, Щ) на речевом материале, соответ­ствующем каждому звуку.

Однако, если Ваш ребенок делает много ошибок в этих упражнениях, то желательно обратиться к опытному логопеду, чтобы вовремя исправить нарушения речевого слуха.

Ещё раз повторю: «Уважаемые родители, даже если Ваш малыш слышит, но сам не умеет проговаривать правильно звук Р, пожалуйста, не эксперимен­тируйте, вызывая звук по подражанию, так как можете легко спровоцировать горловое или боковое произношение звука Р!» Это происходит из-за слабости речевых органов (малая подвижность и низкая переключаемость губ, языка, неконтро­лируемый речевой выдох и т.д.) Постановкой звуков, нарушениями речевого слуха должен заниматься професси­ональный логопед

Упражнения по выделению и различению буквы Р

Очень часто на консультации мама спрашивает: «Что нужно делать, чтобы дошкольник запомнил букву Р и не путал её с другими буквами?»

Для этого букву (в данном случае Р) необходимо тщательно изучить.

  1. Напечатайте букву Р на крупной карточке и рассмотрите вместе с ребёнком. Восприятие будет намного эффективнее, если буква окажется похожей на знакомый образ, предмет.
  2. Напечатайте букву Р на шершавой бумаге, и пусть ребёнок пальчиком проводит по этой букве (включаются осязательные рецепторы).
  3. Соберите букву Р из палочек, из пуговиц, слепите из пластилина, согните из проволоки.
  4. Возьмите любую газету и предложите малышу в каком-либо слове найти букву Р, подчеркнуть её.
  5. Напечатайте букву Р на больших листах бумаги разным шрифтом и разным цветом (высокую, низкую, толстую, тонкую и т. д.) Развесьте эти буквы в разных местах квартиры. Почаще обращайте внимание малыша на эти буквы.
  6. Разложите перед ребёнком несколько разных букв и попросите выбрать только букву Р.
  7. Пишите эту букву пальчиком в воздухе.
  8. Можно сделать 2 одинаковые карточки из плотного картона, прорезать дырочки и вместе с ребёнком вышить букву Р:

Обязательное условие: мама должна называть букву правильно, не «ЭР», как написано в школьном алфавите, а «Р» чётко и отрывисто. Это необходимо, чтобы в дальнейшем предупредить у дошкольника побуквенное чтение. Если Вы будете регулярно проводить со своим малышом такие несложные упражнения, он обязательно научится звук Р обозначать нужной буквой. Главное - это терпение, а если возникнут проблемы, приходите, пожалуйста, на консультацию.


Записаться к логопеду>>
© Елена Валентиновна – логопед-дефектолог
Внимание! Копирование материалов разрешается только с разрешения владельца сайта «Логопед Нижний Новгород» и со ссылкой на сайт logoped-nizhniy-novgorod.ru