Дисграфия- нарушение письма- в последнее время очень часто встречается у младших школьников и является серьёзным препятствием в овладении учениками начальной школы навыками грамотного письма, а в дальнейшем – в усвоении программы по русскому языку.
Современные школьные программы достаточно сложны, поэтому отставание от программы самостоятельно наверстать удается далеко не всегда. К тому же попытки самостоятельно компенсировать отставание при наличии дисграфии вызывают нервное перенапряжение, утомляемость, раздражительность, слёзы, потерю интереса к учебе у ребенка, а это может ещё более обострить проблему, и к тому же привести к неврозам, агрессивности, отказу от выполнения учебных заданий.
К сожалению, родители, в силу своего незнания, не всегда могут вовремя определить причины неуспеваемости ребёнка по русскому языку и оказать качественную помощь.
А педагоги очень часто считают дисграфические ошибки нелепыми «описками», на том основании, что они не связаны с правилами орфографии, и объясняют их личными качествами ученика: невнимателен при письме, не умеет слушать объяснения учителя, небрежно относится к работе, нет усидчивости, не хочет заниматься.
Тем не менее, эти дисграфические ошибки носят стойкий и закономерный характер, и количество их по мере усложнения школьной программы может расти.
Учителя не направляют родителей с ребенком к логопеду-дефектологу, тем самым теряя драгоценное время и усугубляя отставание ученика от школьной программы.
Подобных осложнений можно избежать, если с ребенком проводить специальные логопедические коррекционные занятия, направленные в первую очередь на профилактику дисграфии, а если это необходимо, то и на её исправление.
Исходя их моего опыта многолетней практической работы в школе логопедом-дефектологом, хочется довести до сведения родителей, насколько важно своевременно выявить и определить характер ошибок у школьника, отграничить дисграфию от незрелости навыков письма (особенно у учащихся первых классов), чтобы в дальнейшем четко и целенаправленно проводить коррекционную работу с ребенком.
Родители должны знать, что коррекция дисграфии у ребенка - процесс длительный, с использованием специальных приёмов и методов, направленных на предупреждение и исправление акустической, оптической или смешанной дисграфии. Это значит, что на логопедических занятиях работа ведется над развитием фонематического слуха, речевого внимания, зрительной памяти, орфографической зоркости, зрительно-моторных координаций, а также над увеличением словарного запаса и развитием грамматического строя речи.
Учитывая то, что дети-дисграфики уже с первого класса отстают в овладении письмом, не умеют применять на письме грамматические правила, необходимо начинать работу по предупреждению дисграфии уже с дошкольного возраста, то есть грамотно проводить подготовку ребёнка к школе, так как это очень важно для будущего первоклассника.
Хочу подсказать родителям некоторые ошибки, часто встречающиеся в письменных работах школьников, которые должны насторожить внимательную маму, даже если ребенок четко проговаривает все звуки.
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематического восприятия, а также связанного с ним анализа и синтеза слов:
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
Диктант (Дима, 1 класс, конец IV четверти):
Диктант (Артём, 1 класс, III четверть):
Диктант (Валера, 2 класс, конец I четверти):
Диктант (Игорь, 2 класс, IV четверть):
Диктант (Тимофей, закончил 1 класс):
А на следующих двух фотографиях показан результат грамотно проведённой коррекционной работы с детьми на логопедических занятиях:
Диктант до занятий с логопедом (Матвей, 1 класс, III четверть):
Диктант после занятий с логопедом (Матвей, 1 класс, конец IV четверти):
Антон, диктант до занятий с логопедом (Антон, 1 класс, IV четверть):
Диктант после занятий с логопедом (Антон, 1 класс, начало I четверти 2 класса после летних занятий у логопеда):
Специфика каждого вида дисграфических ошибок требует особой методики их устранения.
В каждом конкретном случае я провожу тщательную диагностику.
Моя первая задача, как школьного логопеда-практика, – это доскональное исследование особенностей письма младшего школьника с целью детального уточнения симптоматики дисграфии, выяснения целостной картины состояния письма у данного ученика.
При обследовании я обязательно просматриваю рабочие тетради ребёнка, тетради для контрольных работ, для изучения характера и частоты специфических ошибок.
Далее я составляю индивидуальный план для конкретного ученика.
Содержание и формы работы с ребенком-дисграфиком определяется спецификой логопедических задач, но при этом они соотносятся с программным материалом по русскому языку в начальной школе.
В настоящее время дети учатся в разных школах по разным программам («Гармония», «Планета знаний», «Школа 2100», «Школа России», «Школа XXI века», «Перспектива»), поэтому индивидуальное обследование и индивидуальный подход особенно важны.
Зная достоинства и недостатки всех школьных программ, я точно подбираю самые эффективные методы и приёмы коррекционной работы, что гарантирует положительную динамику в обучении.
Часто бывает, что наряду с дисграфическими ошибками в тетрадях ученика встречаются ошибки на правила, пройденные в классе (безударные гласные, звонкие и глухие согласные и др.) Это говорит о том, что ребёнок не понял объяснения учителя на уроке, механически выучил заданное правило, так и не научившись применять его на практике.
Я также внимательно отслеживаю эти ошибки и на логопедических занятиях провожу работу по их устранению, включая специальные коррекционные упражнения, которые в школе учителя, к сожалению, не используют.
На уроках обязательно даю ученику грамматические задания, направленные на развитие языковой способности и наблюдательности, формирование навыков речевого общения. Предлагаю разнообразные упражнения, часть которых выполняется в устной форме, с четко организованной системой обратной связи: карточки, символы, схемы, цифровой ряд, действия с мячом, хлопки в ладошки и т.д.
Занимательный и понятный речевой материал способствует снятию напряжения, зажатости, страха письма у детей, чувствующих свою неуверенность в классе на уроках. А это помогает более глубокому и легкому усвоению.
И в заключение хочу ещё раз напомнить, что дети-дисграфики нуждаются в понимании, щадящем подходе и помощи взрослых, в первую очередь родителей и логопеда-дефектолога.
Мамы и папы, вовремя выявляйте затруднения в учёбе у своих детей, а при подготовке ребёнка к школе обязательно проводите работу по профилактике дисграфии. Для компенсации нарушений письменной речи необходимо время, и оно не должно быть упущено.
Существует ещё одна проблема, с которой ко мне часто обращаются родители младших школьников. Это дислексия- нарушение чтения. Но об этом я расскажу в следующий раз.
Записаться к логопеду>>