Как практикующий логопед-дефектолог, я провожу диагностику и помогаю детям разным по возрасту, имеющим различные речевые нарушения, различное психическое и умственное развитие. В основном приходят на консультацию, а затем остаются на логопедические занятия, родители с малышами от 2 до 7 лет, школьниками от 7 до 12 лет (дисграфия, дислексия), подростки, студенты, взрослые (дефекты речи и афазия).
На этой страничке я расскажу родителям, что должен увидеть на консультации логопед-дефектолог, так как от профессиональной диагностики речи зависит правильно выбранная коррекционная работа, а значит и результат. А ещё эти знания важны для повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросе речевого недоразвития своего ребёнка.
Часто, от своего незнания, родители поверхностно видят речевую проблему своего ребёнка, недоумевают и на первой консультации спрашивают: «Почему до сих пор нет видимого результата, ведь ребёнок уже длительное время занимался в различных центрах, с репетиторами, с дефектологами и т. д.?» Для этого и необходима консультация, чтобы родители получили ответы на все интересующие вопросы, касающиеся речевой проблемы конкретно Вашего ребёнка. Дело в том, что родители оценивают уровень развития своего ребёнка в данный момент, а логопед-дефектолог, благодаря большому опыту работы, видит развитие этого ребёнка в динамике.
Детей со сложной речевой патологией и сопутствующими неврологическими нарушениями, к сожалению, становится всё больше и больше.
С точки зрения логопеда, на консультации важно выяснить причины речевой проблемы, имеющейся у ребёнка, для эффективного дальнейшего устранения.
Консультация начинается с просьбы логопеда к маме рассказать о раннем развитии ребёнка:
Желательно показать имеющиеся медицинские документы. Для понимания причины патологии речи собственного ребёнка родители должны адекватно оценивать его здоровье, и в этом плане мнение невролога не будет лишним.
Далее логопед выясняет, нет ли отклонений от нормы у ребёнка по слуху или зрению. Бывают случаи, что старшие дошкольники или первоклассники допускают много ошибок в устной речи или на письме по причине нарушения физического слуха, а не фонематического, а также из-за нарушения зрения. Важно увидеть истинную причину, так как работа со слабослышащими, слабовидящими или незрячими детьми требует совершенно иной методики обучения. Особого подхода требуют дети после кохлеарной имплантации. С такими детьми обучение проводится в определённой системе над разными сторонами речи.
Затем, в процессе обследования, беседуя с ребёнком и наблюдая за ним, логопед исследует все стороны детской речи, все её особенности, рассматривает общее развитие ребёнка в динамике с учётом сопутствующих психологических проблем, если такие имеются. Каждое речевое нарушение характеризуется своим комплексом симптомов, но некоторые из них являются первичными, стержневыми, основными для данного нарушения, а другие только могут дополнять основной дефект и являются вторичными. Так что анализируются все компоненты речи на фоне общего личностного развития обследуемого ребёнка.
Оценку строения органов артикуляции (губы, верхняя и нижняя челюсти, язык, твёрдое и мягкое нёбо) логопед получает после осмотра ротовой полости. Ребёнок делает губами и языком несложные движения и логопед устанавливает, насколько подвижен артикуляционный аппарат, отмечает точность, равномерность, скорость переключения обеих сторон губ и языка. Также проверяется, есть ли врождённые дефекты развития, например:
При обследовании звукопроизношения логопед определяет причину дефектного произношения звука: звук не произносится совсем, заменяется другим звуком в определённых позициях при проговаривании слов, искажается и т.д. Если звуки при проговаривании смешиваются, нужно обратить внимание на фонематический слух. Также уточняется, есть ли фонетико-фонематическое нарушение.
При определении отклонений фонематического слуха и для предупреждения в будущем дисграфии и дислексии у дошкольника обследуется как письменная речь, даже если он пишет только печатными буквами, так и чтение.
В случае,если ребёнок уже учится в школе, проводится диагностика, направленная на выяснение причин слабой успеваемости по русскому языку и чтению, с целью в дальнейшем устранить данные проблемы (дисграфию или дислексию).
При обследовании импрессивной стороны речи выясняется, как ребёнок (дошкольник) понимает:Обследуя экспрессивную сторону речи, логопед с помощью предложенных заданий определяет объём словарного запаса, точность произнесения слов (перестановки слогов, букв внутри слова, проговаривание длинных слов), проверяет, как ребёнок отвечает на вопросы (одним словом, стереотипно или полным предложением, используя предлоги, правильно согласовывая предложные и глагольные окончания слов). При анализе ответов дошкольника, обращается внимание на темп речи (нормальный, замедленный или очень быстрый темп), на то, осложнена ли речь частыми запинками (логоневроз), выразительна речь или монотонна.
На практике часто у дошкольников с общим недоразвитием речи или другими речевыми диагнозами часто бывают нарушения и в эмоционально-волевой сфере, нарушена и нервно-психическая деятельность, а речь напрямую зависит от состояния нервной системы.
С точки зрения дефектолога, на консультации необходимо увидеть и оценить психологический уровень развития ребёнка, а именно его личностные проявления (общительность, самооценка, интересы и пр.), произвольное внимание и объём восприятия, устойчивость эмоционально-волевой сферы, наличие познавательной деятельности (умение принять задание, сосредоточенность, доведение выполнения задания до конца, целенаправленность и терпение, продуктивность выполнения задания), выяснить особенности мышления.
Таким образом, на консультации логопедом-дефектологом анализируется не просто речевое нарушение, а оценивается, что очень важно, уровень общего развития и особенности характера обследуемого. Если речевое развитие ребёнка задерживается и нарушается умственным недоразвитием, то требуется одна коррекционная работа, а если же, наоборот, сложное речевое нарушение тормозит общее развитие ребёнка, то необходима совершенно другая коррекционная работа.
К сожалению, неврологи очень редко объясняют родителям, что речевая патология неразрывно связана с физическим и нервно-психическим здоровьем ребёнка, а именно, стойкое речевое недоразвитие может осложняться:
Всё чаще в последнее время на консультацию приходят родители с ребёнком, у которого речевые проблемы являются следствием очень серьёзного заболевания- эпилепсии. Ребёнок, как правило, учится в обычной школе, но практически не успевает, а порой и не может усваивать школьную программу в нужном темпе. Родители не знают, как помочь, что делать в таком случае. На консультации логопед-дефектолог объясняет, как лучше организовать дома выполнение домашних заданий, какой подход должен быть к такому ребёнку, как дозировать умственную нагрузку и т.д. Если же есть необходимость, то предлагает свою помощь.
Из вышеизложенного следует, что родителям на консультации логопед-дефектолог помогает разобраться в речевой проблеме своего ребёнка и объясняет почему и как эффективнее провести коррекционную работу.
Цель консультации- достигнуть максимального взаимопонимания с родителями, просто и понятно объяснить проблему, чтобы они в дальнейшей коррекционной работе стали союзниками логопеда-дефектолога, выполняли предложенные рекомендации, чтобы значительно ускорить желаемый результат.
Именно Вы отвечаете за судьбу и развитие своего ребенка, и не нужно бояться обращаться к специалисту лишний раз.