Логопед Нижний Новгород

Постановка звуков, речевые нарушения, развитие речи

На этой странице я постараюсь объяснить основные принципы и правила, по которым строю свои логопедические занятия по постановке звуков.

Очень часто родители обращаются с просьбой исправить ребёнку неправильно прогова­риваемый звук или несколько звуков, а также поставить отсутствующие звуки (р, л, ш, с и т.д.).

Занятия по исправлению неправильного звукопро­изношения или постановке звуков проводятся только индивидуально.

Содержание и объём работы определяется в зависимости от состояния произноси­тельных навыков ребёнка (в каждом конкретном случае) с учётом основного речевого диагноза (речевого нарушения).

Как правило, у ребёнка-дошкольника, школьника или подростка к началу занятий речевое дыхание и правильные навыки артикуляции ещё не сформированы. Если вовремя не выработать эти навыки, то в дальнейшем речь может стать излишне быстрой и невнятной.

Поэтому на логопедическом занятии по постановке звуков целесообразно использовать:

Структура логопедических занятий может меняться в зависимости от этапа работы над звуком

Хочется сказать о роли артикуляци­онной гимнастики, которая обязательно проводится на логопедическом занятии. Для дефектных звуков подбирается необходимый комплекс речевых упражнений. Также я всегда рекомендую родителям выполнять данные упражнения дома вместе с ребёнком перед зеркалом, но, к сожалению, дети очень мало и неохотно занимаются дома, так как не хватает терпения и самоконтроля.

На логопедическом занятии такой проблемы не возникает. Слушая четкие и доступные инструкции логопеда, работая в доступном для себя темпе, ребёнок с удовольствием выполняет артикуляционную гимнастику. При этом нагрузка строго дозируется, чтобы не допустить переутомления, и в то же время замечаются и поощряются малейшие успехи ребёнка.

Основная роль на уроке отводится специальному логопеди­ческому массажу, который проводится как руками, так и специальными логопеди­ческими зондами.

Очень важно грамотно применять различные приёмы массажа, потому что в одних случаях нужно активизировать мышечный тонус органов артикуляции, тем самым устраняя пассивность речевой мускулатуры, в других случаях, наоборот, убрать неправильные и неконтролируемые движения языка, снять излишнее напряжение мышц речевого аппарата.

Правильный логопедический массаж, с учётом основного речевого диагноза, нормализует речевую моторику. Это помогает создать правильные речевые навыки, значительно ускорить постановку звуков или их исправление, что даёт экономию в времени и позволяет больше работать над другими сторонами развития речи.

Обращаю внимание родителей, что дефекты произношения звуков встречаются практически при любом речевом нарушении (речевом диагнозе).

А это может быть дизартрия, дислалия, ринолалия, афазия, алалия, ОНР, задержка речевого развития, и одного только исправления неправильного звукопроиз­ношения для формирования полноценной речи бывает недостаточно.

Методика работы над каждым из речевых нарушений имеет свои особенности.

Не следует думать, что, как только звуки будут поставлены, дальше речь сама наладится. Этого может не произойти. Ребёнок будет проговаривать отдельные звуки, но в словах и предложениях их произносить не сможет (особенно при стёртой дизартрии). Поэтому, чтобы получить правильную и четкую речь, даже в самых простых случаях (при функциональном нарушении речи) важно провести автоматизацию поставленных звуков под руководством логопеда.

Речевые нарушения возникают по разным причинам:

Эти нарушения речи сами по себе не проходят и нередко приводят к дальнейшей задержке умственного и психического развития ребёнка. Поэтому необходимо вовремя проводить серьёзную коррекционную логопедическую работу.

Записаться к логопеду>>
© Елена Валентиновна – логопед-дефектолог
Внимание! Копирование материалов разрешается только с разрешения владельца сайта «Логопед Нижний Новгород» и со ссылкой на сайт logoped-nizhniy-novgorod.ru